Проектирование состава асфальтового бетона

Проектирование состава асфальтового бетона заключается в выборе соотношения между количествами составляющих материалов, при котором обеспечивается его оптимальная структура и заданные технические свойства. Существует несколько методов проектирования состава (проф. П. В. Сахаров, Н. Н. Иванов, И. А. Рыбьев и др.), из которых наибольшее распространение получил метод расчета по предельным кривым плотных смесей (Н.Н.Иванов).

В основу метода положена зависимость прочности и устойчивости асфальтового бетона от плотности минеральной смеси при оптимальном содержании битума; при этом оптимальное количество битума, рассчитанное по формулам, проверяют и устанавливают экспериментальным путем в зависимости от максимальной прочности образцов асфальтобетона. В соответствии с проектным заданием расчет состава бетона этим методом проводят по следующим этапам:

1) определяют технические свойства составляющих материалов и устанавливают соответствие свойств требованиям ГОСТа;

2) рассчитывают гранулометрический состав минеральной смеси по принципу наибольшей плотности смеси, используя предельные кривые плотных смесей;

3) определяют оптимальное количество битума;

4) приготовляют контрольные образцы асфальтового бетона и определяют их физико-механические свойства;

5) выбирают наиболее экономичный состав асфальтового бетона с надлежащей прочностью и подвижностью.

За последнее время определенное значение получил метод проектирования состава асфальтового бетона, предложенный проф. И. А. Рыбьевым. Этот метод расчета позволяет получить асфальтовый бетон с определенными наперед заданными свойствами и учетом требований, предъявляемых к дорожному покрытию в процессе эксплуатации.

При проектировании состава асфальтобетона по этому методу можно учесть пластические свойства асфальтобетона, разновидности укладывающих и уплотняющих механизмов, особенности и характер движения автомобильного транспорта и возможную скорость изменения температур в весеннее или зимнее время. Метод проф. И. А. Рыбьева основан на определенной математической зависимости прочности асфальтобетона от ряда важнейших факторов, он ориентирует проектировщика на использование прогрессивных показателей качества асфальтобетона.

Проектирование состава асфальтобетона по этому методу разделяют на три этапа. На первом этапе производят обоснование и выбор проектных условий и составляющих материалов, одновременно проверяя качество составляющих, соответствие их свойств техническим требованиям; на втором определяют количество компонентов (расчет состава). На третьем этапе по расчетным, данным приготовляют ряд образцов асфальтобетона и проверяют его деформативную устойчивость, долговечность и прочность.

Состав асфальтовых бетонов и растворов выражается обычно процентным содержанием (по массе) щебня, песка, минерального порошка и битума (5—10%). При этом суммарное количество минеральных материалов разных фракций принимают за 100%, содержание битума в процентах берут сверх этих 100%.

[wpforms id=»349″]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *